Лучшие одиночницы России | |
| |
В XIX веке соревнования среди женщин не проводились, и согласно первым Правилам ИСУ 1897 г. участвовать они могли только в соревнованиях пар, состоящих из мужчины и женщины или из двух женщин. В 1901 ИСУ, под давлением общественности,в виде исключения позволил участвовать в мужских соревнованиях женщине — англичанке Мэдж Сайерс (Madge Syers), а с 1906 стал проводить отдельные чемпионаты мира и среди женщин.В 1906-07 чемпионкой мира становилась Сайерс, а в 1908-14 больших достижений добилась венгерская школа, чемпионками становились Лили Кронбергер (Lily Kronberger) и Опика фон Мерай-Хорват (Opika von Meray-Horvath). Основное внимание уделялось многочисленным обязательным фигурам (по 6 на каждой ноге, всего 12), в произвольной программе выполнялись одинарные прыжки, из вращений делались только волчок и вращение стоя. После Первой Мировой Войны женское одиночное катание возглавила Херма Планк-Сабо (Herma Plank-Szabo) из Австрии, а затем её сменила финская фигуристка Соня Хени, она выигрывала все чемпионаты мира, Европы и Олимпиады в 1927—1936 и выполнила первой среди женщин одинарный аксель. В конце 1930-х годов женщины стали выполнять двойные прыжки, стали более разнообразными вращения. Первой сделала двойной прыжок (сальхов) в 1937 англичанка Сесилия Колледж (Cecelia Colledge), которая ввела в фигурное катание заклон и вращение в ласточке, а также заложила в английской школе традицию создавать преимущество за счёт очень качественных обязательных фигур. С 1936 в чемпионатах мира стали участвовать французские фигуристки, в том числе легендарная Жаклин Водеран (Jaqueline Vaudecran), ставшая впоследствии великим тренером. После Второй Мировой Войны американки и канадки, не остановив на время войны, как европейцы, развитие своих школ (напр. канадка Б.-А. Скотт первой сделала двойной лутц в 1942), стали соревноваться с европейскими фигуристками на равных. В 1949—1950 чемпионкой мира стала легендарная чехословацкая фигуристка Алена Вржанова (Alena Vrzanova), впервые среди женщин исполнившая двойной аксель. В 1951 за счёт идеальных обязательных фигур чемпионат мира сумела выиграть англичанка Джанет Ольтвегг (Jeanette Altwegg), а в 1952 — представив исключительно гармоничную и оригинальную произвольную программу на музыку Мусоргского и Грига, француженка Жаклин дю Бьеф (Jacqueline du Bief), ученица Ж. Водеран. Однако затем на долгие годы в женском одиночном катании воцарились американки, лишь иногда уступая представительницам Европы. Вначале, Тенли Олбрайт (Tenley Albright), затем Кэрол Хейсс (Carol Heiss, выигрывала в 1956—1960), и целый ряд других, провозглашали чёткий однообразный стандартный стиль — очень высококачественно исполненные технические элементы, гибкость, пластичность, с эффектной хореографией и постановками программ в точном соответствии с правилами, практически всегда исполняемых под популярную классическую музыку, крайне редко исполняя рекордные прыжки или оригинальные новые элементы. Особенно утвердил этот стиль тренер Карло Фасси (Carlo Fassi), его ученицы Пегги Флеминг (Peggy Fleming) и Дороти Хэмилл (Dorothy Hamill) выигрывали Олимпиады 1968 и 1976 гг. соответственно. В 1990-е годы продолжили этот стиль олимпийская чемпионка 1992 г. Кристи Ямагучи (Kristi Yamaguchi), Мишель Кван (Michelle Kwan, выигрывала чемпионаты мира 1996, 1998, 2000, 2001 и 2003) и др. Причем, когда Олимпиады выигрывали неамериканские фигуристки, ИСУ несколько раз менял систему судейства (летом 1972 понизил «вес» обязательных фигур, а летом 1980 изменил систему подсчёта, подсчитывая сумму не оценок, а очков). В 1959 фигуристка из Чехословакии Яна Мразкова (Jana Mrazkova) первой среди женщин выполнила тройной прыжок (сальхов), однако на крупных соревнованиях одиночницы по-прежнему выполняли лишь двойные прыжки, лидеры включали двойной аксель. Ещё в 1949 первый чемпионат ГДР среди женских пар выиграли Ютта Зайферт (впоследствии Мюллер) и Ирене Зальцманн, это малоизвестное событие привело затем к появлению двух выдающихся тренеров (Зальцманн перешла в парное катание). Ютта Мюллер утвердила спортивный новаторский атлетичный стиль, в котором, тем не менее, раскрывала и художественные, артистические способности фигуристок. Её ученица (и дочь) Габи Зайферт (Gabriele Seyfert) выигрывала чемпионаты мира в 1969—1970, впервые исполнила тройной риттбергер в 1967, другая ученица Соня Моргенштерн (Sonja Morgenstern) первой чисто сделала на чемпионатах мира тройной прыжок (сальхов) в 1971, Анетт Пётч стала олимпийской чемпионкой в 1980, наконец, вершины в женском одиночном катании достигла Катарина Витт, олимпийская чемпионка 1984 и 1988 гг., с гармоничными программами, идеальными техническими элементами, в высоком стиле. Чемпионкой Европы стала в 1990 и Эвелин Гроссман. Оставила след в истории француженка Николь Асслер (Nicole Hassler), обладавшая уникальными по технике вращениями (особо — в волчке и стоя), исполнявшая показательный номер на музыку «Рябинушка», практически целиком состоящий из вращений. 5-кратной чемпионкой Европы (1991-95) стала Сурия Бонали, уделявшая особое внимание рекордно сложным прыжкам и впервые включившая в произвольную программу четверной тулуп и каскад тройной лутц — тройной тулуп (выполнявшиеся с небольшим недокрутом). Фигуристкой, выполнявшей обязательные фигуры с высочайшим качеством, стала Беатрис Шуба из Австрии, последней получившая оценку выше пяти баллов за фигуры (1972). С 1980-х годов японский тренер Матико Ямада (Machiko Yamada) уделяла внимание исключительному техническому качеству программ, включала рекордно сложные прыжки. Её ученица Мидори Ито первой среди женщин сделала прыжок в три с половиной оборота аксель (1988), каскад из двух тройных прыжков (тулупов, 1982) и шесть разнообразных прыжков в одной произвольной программе (1989), за что на чемпионате мира 1989 года получила, пять оценок 6,0 за технику, став чемпионкой мира. Прыжок в три с половиной оборота выполнили также Юкари Накано (Yukari Nakano) (2000) и Мао Асада (Mao Asada) (2002),которая первой сделала его в каскаде (с двойным тулупом). Первой исполнила чисто четверной прыжок (тулуп) Мики Андо (2002). Олимпийской чемпионкой в 2006 стала Шизука Аракава. Периодически появляются интересные фигуристки и в Канаде. Лучшие вращения в 1982-84 г. демонстрировала Кей Томсон, она же единственная из всех в эти годы делала тройной лутц. Швейцарская школа фигурного катания выделяется исключительно техничными вращениями со сложными оригинальными позициями, точной центровкой, огромным количеством оборотов и скоростью вращения. Вращения с захватом ноги исполняла в 1974 Карин Итен (Karin Iten), идеального качества добилась Дениз Бильманн (за что вращение назвали в её честь), отличались также Натали Криг (Nathalie Krieg) и Люсинда Ру (Lucinda Ruh). Бильманн первой исполнила и тройной лутц (1978). Исключительной эмоциональностью и качеством элементов отличалась Оксана Баюл, исполнившая одну из лучших коротких программ в истории на Олимпиаде-94. После долгого отставания, наконец, вырвались в лидеры и советские одиночницы. Тренер Станислав Жук, развивал художественно-атлетический стиль, присущий советской школе, его ученица Елена Водорезова в 12-летнем возрасте в 1976 впервые в мире выполнила два уникальных, рекордных элемента: каскад двойной флип с тройным тулупом (во-первых, это был первый в истории фигурного катания прыжок «флип» в каскаде с тройным прыжком, во-вторых, первый тройной прыжок в каскаде среди женщин, причем тройной шел вторым по очереди, в-третьих, первый тройной прыжок в короткой программе женщин) и три тройных прыжка в одной произвольной программе (впервые среди женщин). Именно после Елены Водорезовой одиночницы стали включать в программы тройные прыжки (на Олимпиаде-76 лидеры, в том числе Хэмил, обошлись только двойными). Добилась успехов и другая ученица Жука Анна Кондрашова. После серии неудач вышла в лидеры мирового женского одиночного катания Кира Иванова, тренировавшаяся в школе Виктора Кудрявцева, а затем — Елены Чайковской, в 1985-88 Кира Иванова, получала большое преимущество в обязательных фигурах. Становилась призёром европейских чемпионатов ученица Игоря Ксенофонтова Наталья Лебедева. После смены поколений в российской школе Елена Водорезова вывела в лидеры Ольгу Маркову, обладавшую уникальным «хрустальным» стилем с исключительными по технике и красоте скольжением, спиралями и вращениями. Ученица Виктора Кудрявцева Мария Бутырская, большое внимание уделявшая представлению программ, в эмоциональном драматическом стиле, стала первой российской чемпионкой мира (1999), в том числе исполнив каскад тройной тулуп — оллер — тройной сальхов. Наконец, выдающаяся российская фигуристкаИрина Слуцкая дважды выиграла чемпионат мира (2002 и 2005) и семь раз чемпионат Европы, первой в мире исполнила каскад тройной лутц — тройной риттбергер (2000), в последние годы, добившись максимально сложных спиралей и вращений, трижды выполняя вращение бильманн в произвольной программе. |